Фэ́рбенкс Дуглас (Fairbanks), настоящие имя и фамилия Дуглас Элтон Томас Ульман (Ullman) (1883-1939), американский киноактёр. Огромный международный успех Фэрбенксу принесло амплуа искателя приключений в фильмах 20-х гг.: «Знак "Зорро"», «Робин Гуд», «Багдадский вор», «Чёрный пират», «Железная маска» и др. Первый президент Американской киноакадемии.
* * *
ФЭРБЕНКС Дуглас - ФЭ́РБЕНКС Дуглас (Fairbanks) (23 мая 1883 - 12 декабря 1939), американский актер. С 12 лет выступал на театральной сцене, с 1902 года - на Бродвее. К 1910 году стал одним из ведущих бродвейский актеров, олицетворением «идеального американца» - молодого, активного, готового покорить весь мир романтика. В 1915 заключил контракт с кинофирмой «Трайэнгл», и свои первые шаги в кино делал под наблюдением Гриффита (см. ГРИФФИТ Дэвид Уорк). Зрители восторженно приняли первые фильмы Фербенкса, что объяснялось его высокой театральной репутацией.
Содружество со сценаристкой А. Лус и режиссерами Дж. Эмерсоном и А. Дуэном придало приключениям фэрбенксовского персонажа в кино иронический оттенок, противопоставили оптимизм и шарм героя скучной жизни в индустриальном городе в фильмах «Манхэттенское безумие» (Manhattan Madness, 1916), «Американец» (The Americano, 1916), «Современный мушкетер» (A Modern Musketeer, 1918); «Его величество американец» (His Majesty, The American, 1919). Ироничность манеры и обаяние актера искупали наивность современных сказок.
Новый этап в творчестве Фербенкса наступил после брака с Мэри Пикфорд (см. ПИКФОРД Мэри) и организации «Юнайтед Артистс» (1919) - фирмы, призванной обеспечить прокат картинам «Дуглас Фэрбенкс филм корпорейшен». Теперь актер помещает своего героя (Фэрбенкс часто сам пишет сценарии под псевдонимом Элтон Томас) в историческую или вовсе условную среду, оставляя за ним жизнерадостность, находчивость, обаяние и оптимизм в фильмах «Знак Зорро» (The Mark Of Zorro, 1920); «Три мушкетера» (Les Trois Mousquetaires, 1921); «Робин Гуд» (Robin Hood, 1922); «Багдадский вор» (The Thief Of Bagdad, 1924); «Черный пират» (The Black Pirate, 1926). Несоответствие наивного оптимизма реальности Великой депрессии означало конец мифа Фэрбенкса. Попытки найти новый материал и тему оказались бесплодны, неудачна и последняя роль актера в фильме «Частная жизнь Дон Жуана» (The Private Life Of Don Juan, 1934).